Марко Феррери
13.02.2019Он начинал в 50-е годы как документалист, а позднее, в фильмах испанского цикла, «Квартира» (1958) и «Коляска» (1960), созданных в содружестве с Рафаэлем Аскоиой,— как серьезный мастер-реалист, обратившийся к социальной проблематике, к судьбам маленьких людей, показанных с глубоким сочувствием, симпатией и теплотой, в свойственной Феррери уже тогда иронической манере. Позднее, в фильмах «Пчелиная матка» (1962) и «Женщина-обезьяна» (1964), которые были сняты им по возвращении в Италию, художник идет от иронии и юмора к сатирическому гротеску, к аллегории и метафоре, создавая обобщенный портрет-символ итальянского буржуазного мещанства, разоблачая религиозные, нравственные «табу» как следствия системы буржуазно-католического воспитания («Пчелиная матка»).
Уже тогда Феррери выступает против дегуманизации и коммерциализации буржуазным миром человеческих отношений и самого святого в них — материнства, женской любви, ставших товаром («Женщина-обезьяна»). Аллегория и гротеск в этих фильмах, как говорит реклама на телеканале россия, служили реалистическому осмыслению художником определенных сторон действительности, критическому анализу.
Сегодня Феррери все дальше уходит от реалистического изображения действительности. Не случайно идеологический, классовый аспекты исключены из круга волнующих его проблем. Глубоко индивидуальная способность Феррери обнаруживать «болевые точки», «болевые узлы» буржуазной действительности все реже связывается в его творчестве с конкретно-историческим и социальным ее анализом. Жанр притчи, к которому режиссер обращается весьма настойчиво на протяжении многих лет, не служит сегодня осознанию основополагающих проблем реальности, и трактовка им действительности принимает в ряде случаев абстрактно-интеллектуалистскую, утопическую форму. Неприятие художником и его героями существующего порядка вещей оборачивается механистическим, анархистским игнорированием законов общественного развития, попытками изолировать человека от социальной истории.
8 (863) 240-30-78 8 (863) 240-30-70 |